19/05/2025
Кабинет химии — это не просто учебное помещение, а полноценная лаборатория, где важно обеспечить безопасность и соответствие образовательным стандартам. Приказ Минпросвещения России №804, утвержденный ранее, продолжает оставаться основным документом, который регулирует, каким должно быть оснащение таких кабинетов. Этот приказ обязателен для всех школ и образовательных организаций, и игнорировать его нельзя: речь идет не только о качестве обучения, но и о безопасности учеников и преподавателей.
В документе подробно прописано, что именно должно входить в оснащение. Это включает лабораторную мебель, вытяжные шкафы, средства индивидуальной защиты, лабораторную посуду, реактивы, приборы и дополнительные элементы, обеспечивающие безопасную и полноценную работу.
В этой статье рассмотрим обязательно оснащение и варианты программного обеспечения для проведения интересных и эффективных уроков.
В приказе №804 Минпросвещения России указано, какое оборудование должно быть установлено, чтобы кабинет соответствовал современным стандартам и обеспечивал безопасность образовательного процесса. Перечень включает как мебель и лабораторные установки, так и средства защиты, приборы и расходные материалы.
Ниже представлен список оборудования, которое необходимо для полноценного оснащения кабинета химии согласно приказу.
Основное оборудование
2.15.1. Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками, автоматами аварийного отключения тока)
2.15.2. Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием)
2.15.3. Стол ученический лабораторный, регулируемый по высоте (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, бортиком по наружному краю, подводкой и отведением воды, сантехникой) / Стол ученический, регулируемый по высоте (приобретается только при наличии специального лабораторного островного стола)
2.15.4. Стул ученический поворотный, регулируемый по высоте
2.15.5. Огнетушитель
Основное/Дополнительное вариативное оборудование
2.15.6. Стойки для хранения ГИА-лабораторий
2.15.7. Флипчарт с магнитно-маркерной доской
Основное оборудование
(нет позиций)
Дополнительное вариативное оборудование
2.15.8. Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)
Специализированная мебель и системы хранения для химической лаборатории
Основное оборудование
2.15.9. Лабораторный островной стол (двухсторонний, с защитным, химостойким и термостойким покрытием, надстольем, подсветкой, электрическими розетками, подводкой и отведением воды, сантехникой)
2.15.10. Стул лабораторный, регулируемый по высоте
2.15.11. Стол лабораторный демонстрационный (описание см. п.2.15.1)
2.15.12. Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (описание см. п.2.15.2)
2.15.13. Стол с ящиками для хранения/тумбой
2.15.14. Кресло офисное
2.15.15. Шкаф вытяжной панорамный
2.15.16. Шкаф для хранения учебных пособий
2.15.17. Огнетушитель
Основное оборудование
2.15.18. Весы электронные с USB-переходником
2.15.19. Столик подъемный
2.15.20. Центрифуга демонстрационная
2.15.21. Штатив демонстрационный
2.15.22. Аппарат для проведения химических реакций
2.15.23. Аппарат Киппа
2.15.24. Эвдиометр
2.15.25. Генератор (источник) высокого напряжения
2.15.26. Горелка универсальная
2.15.27. Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий окружающей среды
2.15.28. Набор для электролиза демонстрационный
2.15.29. Прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный)
2.15.30. Прибор для окисления спирта над медным катализатором
2.15.31. Прибор для получения галоидоалканов демонстрационный
2.15.32. Прибор для получения растворимых веществ в твердом виде
2.15.33. Установка для фильтрования под вакуумом
2.15.34. Прибор для определения состава воздуха
2.15.35. Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей
2.15.36. Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ
2.15.37. Установка для перегонки веществ
2.15.38. Барометр-анероид
Основное оборудование
2.15.39. Цифровая лаборатория по химии для учителя
2.15.40. Цифровая лаборатория по химии для ученика
2.15.41. Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров лабораторный
2.15.42. Колбонагреватель
2.15.43. Электроплитка
2.15.44. Баня комбинированная лабораторная
2.15.45. Весы для сыпучих материалов
2.15.46. Прибор для получения газов
2.15.47. Спиртовка лабораторная
2.15.48. Магнитная мешалка
2.15.49. Микроскоп цифровой с руководством пользователя и пособием для учащихся
2.15.50. Набор для чистки оптики
2.15.51. Набор посуды для реактивов
2.15.52. Набор посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ
2.15.53. Набор принадлежностей для монтажа простейших приборов по химии
2.15.54. Набор посуды и принадлежностей из пропилена (микролаборатория)
Основное/Дополнительное вариативное оборудование
2.15.55. Комплект ГИА-лабораторий по химии
Дополнительное вариативное оборудование
2.15.56. Муфельная печь
Основное оборудование
2.15.57. Комплект колб демонстрационных
2.15.58. Набор пробок резиновых
2.15.59. Переход стеклянный
2.15.60. Пробирка Вюрца
2.15.61. Пробирка двухколенная
2.15.62. Соединитель стеклянный
2.15.63. Зажим винтовой
2.15.64. Зажим Мора
2.15.65. Шланг силиконовый
2.15.66. Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный
2.15.67. Дозирующее устройство (механическое)
2.15.68. Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса
2.15.69. Комплект ложек фарфоровых
2.15.70. Комплект мерных колб малого объема
2.15.71. Комплект мерных колб
2.15.72. Комплект мерных цилиндров пластиковых
2.15.73. Комплект мерных цилиндров стеклянных
2.15.74. Комплект воронок стеклянных
2.15.75. Комплект пипеток
2.15.76. Комплект стаканов пластиковых/стеклянных
2.15.77. Комплект стаканов химических мерных
2.15.78. Комплект стаканчиков для взвешивания
2.15.79. Комплект ступок с пестиками
2.15.80. Набор шпателей
2.15.81. Набор пинцетов
2.15.82. Набор чашек Петри
2.15.83. Трубка стеклянная
2.15.84. Эксикатор
2.15.85. Чаша кристаллизационная
2.15.86. Щипцы тигельные
2.15.87. Бюретка
2.15.88. Пробирка
2.15.89. Банка под реактивы полиэтиленовая
2.15.90. Банка под реактивы стеклянная из темного стекла с притертой пробкой
2.15.91. Набор склянок для растворов реактивов
2.15.92. Палочка стеклянная
2.15.93. Штатив для пробирок
2.15.94. Комплект ершей для мытья лабораторной посуды
2.15.95. Комплект средств для индивидуальной защиты
2.15.96. Комплект термометров
2.15.97. Сушильная панель для посуды
Дополнительное вариативное оборудование
2.15.98. Переход стеклянный
2.15.99. Воронка делительная
2.15.100. Ступка фарфоровая с пестиком
2.15.101. Зажим пробирочный
2.15.102. Чашечка для выпаривания
2.15.103. Фильтровальная бумага/фильтры бумажные
2.15.104. Комплект этикеток
2.15.105. Тигель
Основное оборудование
2.15.106. Комплект моделей кристаллических решеток
2.15.107. Модель молекулы белка
2.15.108. Набор для моделирования строения неорганических веществ
2.15.109. Набор для моделирования строения органических веществ
2.15.110. Набор для моделирования строения атомов и молекул
2.15.111. Набор для моделирования электронного строения атомов
2.15.112. Комплект коллекций
2.15.113. Комплект химических реактивов
Основное оборудование
2.15.114. Комплект портретов великих химиков
2.15.115. Пособия наглядной экспозиции
2.15.116. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева электронная
Основное оборудование
2.15.117. Стол с ящиками для хранения/тумбой
2.15.118. Кресло офисное
2.15.119. Стол лабораторный моечный
2.15.120. Сушильная панель для посуды
2.15.121. Шкаф для хранения учебных пособий
2.15.122. Огнеупорный шкаф для хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывоопасных веществ
2.15.123. Шкаф для хранения химических реактивов
2.15.124. Шкаф для хранения лабораторной посуды/приборов
2.15.125. Шкаф вытяжной
2.15.126. Лаборантский стол
2.15.127. Стул лабораторный, регулируемый по высоте
2.15.128. Электрический аквадистиллятор
2.15.129. Шкаф сушильный
2.15.130. Резиновые перчатки
Оснастить кабинет химии — это не только про оборудование, мебель и реактивы. Сегодня важную роль играет и программное обеспечение. Оно позволяет расширить возможности уроков, сделать их более наглядными, интерактивными и даже безопасными. Благодаря современным цифровым решениям можно моделировать реакции, проводить виртуальные опыты и объяснять сложные процессы с помощью визуализаций.
Одним из таких решений становится VR-обучение. Оно помогает не просто показать процесс на экране, а полностью погрузить школьников в учебную ситуацию, сделать их активными участниками событий.
Давайте рассмотрим варианты популярного ПО на эту тему – сценарии для уроков, виртуальная лаборатория и мобильный класс.
Этот VR-сценарий превращает урок химии в настоящее научное приключение. Ученики отправляются исследовать неизвестную планету, где среди множества озер нужно определить — какие из них являются кислотными. Для этого ребята составляют маршрут движения дрона, подбирают индикаторы, проводят виртуальные эксперименты, следят за изменением окраски, делают выводы. В финале они работают с масс-спектрометром, чтобы точно узнать, какие кислоты присутствуют в воде.
Такой сценарий развивает критическое мышление, умение анализировать данные, принимать решения и работать в команде. Это не просто «посмотреть ролик» — школьники становятся полноценными участниками процесса, самостоятельно выбирая действия и инструменты.
Чтобы провести урок по сценарию «Кислотные озера», необходим хотя бы один шлем виртуальной реальности (покупается отдельно), а для управления процессом учителю потребуется устройство на Android — планшет или смартфон. Через него преподаватель может запускать и перезапускать сценарии, помогать ученикам в ходе занятия. В комплекте со сценарием идут методические рекомендации для подготовки урока.
В этом сценарии школьники оказываются в будущем, на Марсе. Колонисты нашли подземную пещеру с водой, но в ней обнаружились неизвестные бактерии. Задача ребят — обеззаразить воду с помощью электролиза и обеспечить колонию питьевой водой. Ученики планируют эксперимент, выбирают оборудование, проводят процесс очистки и анализируют результат.
Этот сценарий помогает понять, как химия применяется на практике, даже в экстремальных условиях. Ученики погружаются в учебную ситуацию, где знания напрямую связаны с выживанием команды.
Для проведения урока по сценарию «Вода на Марсе» потребуется как минимум один VR-шлем (приобретается отдельно) и устройство Android (планшет или смартфон), через которое учитель сможет управлять сценарием, давать подсказки, перезапускать процесс. Также предоставляются методические материалы для преподавателя.
Этот сценарий превращает урок химии в атмосферу магической академии. Ученики узнают, что за каждой магией стоит наука — и знакомятся с агрегатными состояниями вещества, признаками, дисперсными системами. Они учатся определять состояния по признакам, понимать, как вещества переходят из одного состояния в другое, и разгадывают загадки, чтобы вычислить злодея среди учеников академии.
Сценарий делает сложные темы доступнее, добавляет элемент интриги, вовлекает учеников через сюжет и игру.
Для работы необходим один VR-шлем (или больше), который покупается отдельно. Управление сценарием — через устройство Android (планшет или смартфон), позволяющее учителю запускать, останавливать, перезапускать урок, подсказывать ученикам. В комплект входит методическое пособие для проведения занятий.
Здесь ученики становятся членами экипажа подводной лодки, на которой произошла авария. Им нужно использовать знания о смесях веществ, их составах и методах разделения, чтобы восстановить системы жизнеобеспечения. В ходе сценария ребята подбирают способы разделения веществ, анализируют состав, решают задачи, которые напрямую влияют на спасение экипажа.
Этот сценарий развивает навыки применения теории на практике, критическое мышление и работу в стрессовой ситуации.
Чтобы провести занятие, потребуется минимум один VR-шлем (приобретается отдельно), а также планшет или смартфон с Android для управления сценарием и взаимодействия учителя с процессом. В комплект включены методические рекомендации для организации урока.
Сценарий переносит учеников на астероид, где после метеоритного дождя появились новые металлы. Ученикам предстоит изучить их свойства, собрать необходимые материалы для ремонта станции и преодолеть опасные участки космической базы. Они применяют знания о металлах, химических свойствах, подбирают способы их использования в критической ситуации.
Этот сценарий помогает увидеть, как химия связана с реальными задачами, развивает исследовательские навыки, логику, планирование.
Для прохождения сценария необходим как минимум один шлем виртуальной реальности (приобретается отдельно) и Android-устройство для управления учителем. Преподаватель может запускать и контролировать сценарий, помогать ученикам. В комплекте идут методические рекомендации.
Эта программа превращает уроки химии в интерактивную лабораторию, где ученики могут безопасно проводить эксперименты, выбирать реактивы, оборудование, составлять уравнения реакций. Им помогает виртуальный наставник, который подсказывает правильный алгоритм действий и оценивает результат. В конце занятия ученики получают подробный отчет о своей работе.
Программа подходит для закрепления теории, проведения сложных и опасных опытов в виртуальной среде, развития навыков самостоятельной работы.
Для работы потребуется VR-шлем (или несколько) — они приобретаются отдельно. Программа предназначена для использования в школе и требует установки соответствующего оборудования.
PolyVR — это полноценный мобильный класс с комплектом VR-гарнитур, тележкой для хранения и зарядки, системой управления контентом. Учитель может запускать VR-уроки, следить за прогрессом учеников через планшет, загружать собственные материалы. В библиотеке — более 500 готовых VR-уроков по химии, физике, биологии, экологии.
Это решение подходит для массового обучения, позволяет проводить уроки в VR одновременно для всей группы, управляя процессом в реальном времени.
В комплект PolyVR входят четыре автономных VR-гарнитуры, мобильная тележка для хранения и зарядки, подписка на образовательный портал. Для работы учителю потребуется планшет для управления уроками и контроля за процессом.
Оснастить кабинет химии по приказу 804 — значит не просто поставить мебель и закупить реактивы, а создать полноценную, безопасную и современную лабораторию. Важны и оборудование, и программное обеспечение: вместе они делают уроки не только соответствующими стандартам, но и действительно интересными.
VR-сценарии помогают школьникам погружаться в реальные задачи — от анализа кислотных озер до электролиза воды на Марсе. Они развивают мышление, учат применять знания на практике, делают химию живой и понятной.
Чтобы все это работало, нужны VR-шлемы, Android-устройство для учителя и методические материалы. Такие технологии — не просто дополнение, а важный шаг вперед, который делает уроки химию современными и увлекательными.
Поможем выбрать решение для вашей школы с учетом размеров классов, специфики предметов и бюджета
Подскажем, какая система подойдет лучше всего, и обеспечим поддержку на каждом этапе — от подбора до установки.
Подробнее